Пояснительная записка
Рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по пред-мету «История».
Учебник
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира.
Цель изучения всеобщей истории ·
-
Формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. Изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими людьми. ·
-
Развивать умения по применению исторических знаний в жизни.
-
· Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные. ·
-
Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире. ·
-
Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ ·
-
Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру
. Содержание рабочей программы по курсу история Древнего мира.
Вводный. История древнего мира. Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 час)
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч)
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 час) Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Глава 3. Счет лет в истории (2 час) Счет лет в истории. Итоговое обобщение «Жизнь первобытных людей». Раздел 2. Древний Восток (18 час)
Глава 4. Древний Египет (7ч)
Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Глава 5. Западная Азия в древности. (7час)
Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей» Глава 6. Индия и Китай в древности. (4часа)
Природа и люди древней Индии. Индийские касты. Китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Раздел 3. Древняя Греция (20 час)
Глава 7. Древнейшая Греция. Греки и критяне (5ч) Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада» Поэма Гомера «Одиссея» Религия Древних греков. Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч) Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Основание греческих колоний. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Глава 9. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии ((5ч)
В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле. Глава 10. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (3часа)
Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В древней Александрии Египетской. Раздел 4. Древний Рим (18 час)
Глава 11 Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)
Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч).
Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 г.г до н.э) Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2 веке до н.э. Рабство в Древнем Риме. Глава 13 (4 ч)Гражданские войны в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи в Риме. Глава 14. Могущество Римской империи Соседи Римской империи в первые века нашей эры. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во 2 веке «Вечный город» и его жители. Глава 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе. Римская империя при Константине. Взятие Рима готами. Восточная Римская империя при Юстиниане. Итоговое повторение «Древний Рим» Итоговое повторение (3час)
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе ·
-
Умение объяснять разнообразие современного мира. ·
-
Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций. ·
-
Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
-
· Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира. ·
-
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия. ·
-
Умение рассматривать общественные процессы в развитии. ·
-
Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
-
· Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ. ·
-
Нравственное самоопределение. ·
-
Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудаизма, христианства. ·
-
При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности. ·
-
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение. ·
-
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи)
-
· Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). ·
-
Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
|