Воскресенье, 12.05.2024
Мой сайт
Категории раздела
Мои файлы [75]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3454
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

ЛИЧНОСТЬ
23.11.2007, 00:11

1.Актуальность.  Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности. Подходы к изучению человека различны. Это изучение его биологического строения, психики, нравственной, общественной жизни и многое другое. Человека рассматривали древнейшие философские системы Китая, Индии, Греции. Эпоха Возрождения дала свое представление о личности человека. Понятия «индивид» и «личность» и сегодня изучают философия, биология, психология. Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон, так он перевел с греческого  слово «атом», значит  «неделимый». «Индивидуальность» изучает биология, как специфические черты, присущие данной особи, в философии это неповторимое своеобразие, а в психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. А  понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека.

В своем реферате я поставил задачу - рассмотреть,  на мой взгляд, наиболее важные характеристики личности:

  • Понимание личности в психологии
  • Развитие личности
  • Структура личности
  • Система черт личности
  • Характеристики личности
  • Жизненный план
  • Направленность и самоактуализация личности
  • Психологическая устойчивость личности
2.Анализ литературы. Общее знакомство с понятием личность – это главы в учебном пособии «Человек и общество» написанные кандидатом пед. наук Ивановой Л.Ф. под общей редакцией Боголюбова Л.Н..  Понимание личности в психологии дали статьи Фридмана Л.М. и Кулагиной И.Ю. Базовые сведения по вопросам взяты мною из психологического справочника, который написан и составлен на основе большого количества источников и носит обзорный характер.
 3.Понимание личности в психологии.

 

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, которые составляют содержание её личного мира.

2. Личность рассматривается как система черт (относительно устойчивых характеристик – это суждения человека о самом себе и суждения других людей о нем.)

3. Личность описывается как деятельное «Я» субъекта (это планы, направленности, то, что регулирует её поведение).

4. Личность рассматривается и как субъект, способный  вызвать изменения в других людях (1, с.123)

   Личность это понятие социальное (общественное). Рождается человек – существо биосоциальное, проявляющее себя в физиологических, психических и социальных процессах. Каждый человек индивидуален, то есть обладает особыми, свойственными только ему характеристиками. Личность не врожденное понятие, она возникает в результате культурного и социального развития.

   Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни. Он приходит к ней в итоге большой сознательной работы. Он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают разнообразие её связей с миром, с другими людьми. Самоизоляция опустошает её.

  Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Эти отношения совершенствуют индивида и формируют в нем личность. Личность это человек с социально значимыми свойствами. Он целеустремлен, самоорганизован: это проявляется в том, что он имеет о себе представление и самооценку, программу самосовершенствования, способность к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции (1, с. 125)

     Поведение личности регулируются её мировоззрением, характером, способностями.  Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения, держать ответ перед собой и обществом в котором живешь. Быть личностью – это постоянно строить самого себя и других, обладать свободой выбора.

 В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности.

1.   Личность – это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, которая характеризует эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2.   Личность – это особый уровень социального развития человека.

3.   Биологическое в человеке – это условия развития личности.

4.   Личностью не рождаются, личностью становятся.

5.   Личность развивается в процессе её собственной деятельности.

4.Развитие личности.

Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения. Её развитие предполагает созидание и потребность  в познании (4. с 67)

Можно выделить два типа закономерностей возрастного развития личности:

  1. Психологические (потребность быть личностью!)
  2. Развитие личности в результате социализации ( вхождение  в новые группы –детский сад, школа, трудовой коллектив)

Развитие личности тесно связано с её самоопределением, способом разрешения противоречий в собственной жизни, с окружающими людьми.

Личность умеет последовательно и определенно проводить свою линию в жизни, имеющую собственную логику, хотя не обязательно ведущую к внешнему успеху или удовлетворению ожиданиям общества.

5.Структура личности.

Личность – индивидуальность в её социальном содержании.

Индивидуальность – особенности, отличающие одного человека от другого.

Направленность – развитие человека как общественного существа, его поведение.

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развитии.

Мотивы – побуждения к деятельности, знание о  действиях, приводящих к удовлетворению потребностей.

Мотивация – устойчивая система мотивов.

Темперамент – нервно-динамические особенности его психической деятельности.

Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешной деятельности.

Характер – отношение человека к миру, свойства, накладывающие отпечаток на все его действия и поступки.

Эмоциональность – чувствительностьк эмоциональным состояниям.

Активность -  мера взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Саморегуляция – влияние на свое поведение и деятельность.

Побуждения – мотивы деятельности.

Воля – умение преодоления препятствий, сознательная моболизация личностью своих возможностей для преодоления трудностей, для совершения целенаправленных действий.

Призвание – способность к данной деятельности, совмещенное со склонностями и характером.

Целеустремленность – направленность характера.

Стремление – специально организованная деятельность личности.

В психологии была сделана попытка построения концепции развития личности. В ней предложено пять особых  «измерений» структуры личности.

1. Пространственно-временные ориентации

2. потребностно-волевые эстетические переживания

3. Содержательные направленности личности.

4. Уровни освоения личностью деятельности.

5. Формы реализации деятельности.

 Развитие индивида в личность происходит в результате разрешения противоречия между индивидом как биологическим существом и  личностью – существом общественным.

  Личность – это активно осваивающий и целенаправленный преобразующий природу, общество и самого себя человек. Обладающий уникальным, динамичным характером, который обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.

Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным), коммуникативным (связь), художественным (эстетическим).

Познавательный потенциал определяется объёмом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознании.

Ценностный (аксиологический)  потенциал личности определяется полученными в процессе социализации ценностными ориентациями в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах. Это миропонимание и мировоззрения человека.

Творческий потенциал определяется умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному.

Коммуникативный потенциал личности  определяется мерой её общительности, характером и прочностью контактов с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем и содержанием её художественных потребностей. Художественная активность разворачивается в творчестве самодеятельном или профессиональном и в  «потреблении»  произведений искусства (просмотре фильма, прочтении книги и т.п.).

 Таким образом, личность определяется не только своим характером, темпераментом, физическими качествами, а и тем,

  1. что и как она знает
  2. что и как она ценит
  3. что и как она созидает
  4. с кем и как она общается
  5. каковы её художественные потребности и как она их удовлетворяет

6.Система черт личности.

В психологии исследуют личность через систему черт личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Приведем несколько примеров факторов (черт личности)  как нормальных психологических характеристик людей (1, с.128)

Фактор А. Динамика эмоциональных переживаний.

Людей с высокими оценками по этому фактору отличает богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они уживаются в коллективе, активны в установлении контактов.

При низких оценках по фактору А – отсутствие живых эмоций, люди холодны, жестки, формальны в контактах, они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но не гибки.

Фактор Е. Доминантность (настойчивость, напористость) – конформность (покорность, зависимость).

Высокие оценки по данному фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условий и авторитетов. Эти лица действуют энергично. Смело и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих.

Человек, имеющий низкую оценку по данному фактору послушен, не умеет отстоять свою точку зрения, покорно следует за более сильными, уступает дорогу другим не верит в себя и  свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям.

Фактор I. Характеризует стремление к соблюдению моральных требований. Высокие значения фактора характеризуются такими чертами как чувство ответственности, обязательности, добросовестность, стойкость моральных принципов. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают. Если оценка по данному фактору низкая, то человек склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело.

 Конечно, выделение черт личности предполагает набор основных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности.

Это не единственный подход к изучению личности в психологии. Существует и типологический подход к определению структуры личности.

 При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного представителя (например – «авторитарная личность»).

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.

7.Характеристики личности.

Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субьекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает.

8.Жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность. Одновременно идет процесс конкретизаций целей и мотивов. Из мечты и идеала вырисовывается реалистический план, план деятельности. Перед человеком встают вопросы – кем быть? (профессиональное самоопределение). Каким быть? (моральное самоопределение), (1, 136)

9.Направленность и самоактуализация личности.

Направленностью личности называют сложившуюся систему её важнейших целевых программ, смысловое единство её поведения, противостояние случайностям бытия.

Личность, стремящаяся к самоактуализации ищет пути, посредством которых он может реализоваться. Все они вовлечены в какое-то дело, которое очень ценно для них, своего рода призвание. Все они посвящают свою жизнь поиску подлинных ценностей бытия – истины, красоты, добра, совершенства.

Самоактуализация в реальном поведении это:

  • живое переживание жизни, погруженность в неё
  • жизнь – как процесс постоянного выбора
  • самоактуализация – это наличие внутреннего стержня, своеобразного «Я», которое активно проявляется (есть масса людей, которые слушаются начальство, старших, традиции и т. п.)
  • это умение человека брать на себя ответственность
  • Часто, чтобы высказать собственное мнение (честное), отличающееся от мнения большинства нужна смелость и решительность, умение противостоять коллективу
  • Самоактуализация – это постоянный процесс проявления своих возможностей и труд для того, чтобы своё дело сделать хорошо.
  • Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, к чему ты не пригоден, это тоже самоактуализация, часть раскрытия самого себя.
  • Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, какова твоя цель в жизни.

10.Психологическая устойчивость личности.

Психологическая устойчивость – это целостная характеристика личности, обеспечивающая её устойчивость к стрессам и трудным ситуациям.

Поведение психологически устойчивой личности:

  • Задача, действия к её реализации, осознание трудности, поиск способа преодоления трудности, улучшение деятельности.

Поведение психологически неустойчивой личности:

  • Задача, действия к её реализации, осознание трудностей, хаотические поиски выхода, возрастание негативных эмоций, ухудшение деятельности, понижение мотивации или оборонительная реакция.

Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых личностей в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. Это усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение. Это приводит к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность – и к трудным заданиям, и к своему поведению.

Трудные ситуации нельзя исключит из жизни, поэтому необходимо вырабатывать психологическую устойчивость.

11. Заключение, выводы.

В своем реферате я раскрыл некоторые важные характеристики понятия «ЛИЧНОСТЬ»  в психологии: это  развитие личности и её структура, система черт личности и её характеристика, жизненный план, направленность, самоактуализация и психологическая устойчивость. Считаю, что эта работа дала мне очень многое: возможность по иному взглянуть на поведение людей, проанализировать себя, как личность. Понятно, что «плавание по воле случая» это не жизненный путь личности, для которой характерна активность. Изучение личности предполагает связь человека и общества, активное внедрение в общественные отношения, зависимость от них. В своих ролевых проявлениях личность меняется, развивается, совершенствуется, но личность не сама по себе, а человек, ею ставший. (2,с.5) Через неё, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.

 

Литература.

1. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник. М., 1999.

2. Человек и общество. Учебное пособие. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.и др., М.,1998.

3. Фридман Л.М. Об опыте передовом и новаторском.1997, №5.

4. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.,1999.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: rushistory
Просмотров: 2882 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Алексей_Николаевич  
0
Отлично то что надо!!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz