“Личностное саморазвитие подростка требует социально признаваемой и одобряемой деятельности. Необходима ситуация самоутверждения, возможность попробовать свои возможности в новой социальной роли и признание значимости их действий, собственное осознание нужности, полезности в коллективе. Это позволяет осознать и самооценить себя, приобрести уверенность и адекватно относится к оценкам других.
Начинает формироваться социально значимая позиция через одобрение педагога, класса».
Самоутверждение себя как личности происходит в постоянно усложняющейся ситуации (учитель подсказывает новые приёмы, действия) и ребёнок получает удовлетворение от сознания своей социальной ценности.
Безусловно, для саморазвития личности нужен конфликт, но основа его не в психическом перенапряжении, состоянии страха, подавленности, а в стремлении познать новое, ведь процесс познания – один из самых интересных процессов.
«Личность развивается в связи с возникающими в её жизни противоречиями». Это успехи и неудачи, но важно, чтобы разрешение внутреннего противоречия происходило путём выработки новых способов поведения, деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности.
23 года в школе. Важнейшим элементом своей деятельности вижу: создание психологически комфортного климата на уроке. Учиться можно без страха и скованности, без стыда (Я неловкий, я сразу не понимаю!), без унижения. Спокойствие, открытость, доверие учителю и классу, ответственность – важные составляющие процесса образования.
1. Важный момент – начало урока. Приветствие учителя – камертон общения. «Я Вас приветствую, господа!» - давно моими учениками воспринимается не как шутка, а как действительное мое к ним отношение и готовность ответственно работать.
2. Организация урока с опорой на важнейшую потребность человека – общение, но вместе с тем воспитание взаимоуважения, доверия, поддержки одноклассников. (5 класс).
« Я не выучил!»- ничего страшного, давай поговорим, это так интересно! Ребята предлагают вопросы, много поднятых рук, ученик выбирает сам вопрос. Пробует ответить, если не получается – просит подсказку – и опять много рук – сам выбирает: чью подсказку взять. Даже если он ничего и не ответил, он «организовал» повторение и сам был максимально в него включён.
3. « Что-то я не понял!». Возможно, отвлёкся, возможно, просто иная, чем у других скорость восприятия. Повторяю столько раз, сколько нужно, не разрешаю никому смеяться над «непонятливым». Дети видят, что я с уважением отношусь к их вопросу, очень стараюсь объяснить, ищу новый подход к проблеме и они стараются понять, вникнуть. Получается. Без нервов, спокойно. Не стесняются много спрашивать, а это лучший подход к обучению.
4. «Стесняюсь отвечать у доски!» (Проблема с 5 по 11 класс). Дети это называют «зачет со стулом». Подсаживаются рядом и спокойно отвечают то, что выучили, потом беседуем по вопросу. Можно отвечать вдвоём, слушают друг друга, дополняют, работа эффективнее. Появляется уверенность и снимается проблема.
5. Если необходимо создать на уроке особую атмосферу доверия, никогда не стою, не «возвышаюсь». Сажусь за ученическую парту (« уравниваю» себя с детьми: глаза в глаза), говорю тихо, но стараюсь подобрать очень интересный материал, чтобы сразу увлечь ребят. Разрешаю подсесть поближе, не обязательно сидеть строго за партой. Если на уроке необходима торжественность и строгость – стою, говорю чуть громче, четко выговариваю слова, больше работаю у доски, слежу за тем, чтобы в классе был «классический порядок».
6. Хожу между рядами, смотрю: как выполняют работу (у учеников повышается уровень ответственности: учитель рядом и отслеживает качество работы). Сразу, индивидуально, поправляю ошибки, помогаю. Дети «в тонусе», работают активно продолжительное время. У ребят есть возможность сразу выяснить то, что не понятно: поднятая рука - и я сразу иду на помощь.
7. Элемент соревнования и погружения в тему: спор между Афинами и Спартой. Отчаянно доказывают, пребывая в роли афинян и жителей Спарты, что именно их полис лучше. Уходя с урока, спрашивают: «Чего еще спорить будем?»
8. Ситуация успеха для каждого – работа над терминологией. Чистая доска. 3-4 куска мела. Начинаем: кто знает выходит и записывает термин, четко проговаривая определение – заполняем всю доску. Потом идет обратный процесс – выходит учащийся проговаривает термины, которые знает (выбирает любой) стирая их («уходят» быстро легкие, на сложные обращаем внимание ) до чистой доски. Выходим все, но по желанию, когда внутренне чувствуют готовность. Вместе заполним доску терминами и вопросами к зачету.
9. Убрала давно «вызов к доске по списку». Только по желанию! Сколько радости от заранее подготовленного ответа! Это результат серьезной работы. Всем интересно. А тот, кто не выучил – слушает. Сама сажусь между учениками за парту, отвечающий смотрит на меня и на класс, задаю вопрос – перевожу ответ с «зеркального пересказа» текста на осмысление проблемы: твоё отношение? Как ты думаешь? Столкнулась с проблемой: из 19 учеников 10 готовы ответить. Как спросить всех? Иначе потеряется смысл подготовки к уроку у ребенка! Тут же меняю форму опроса: спор, дискуссия, защита позиции. Главное – дать возможность всем говорить и услышать каждого. Если ребенок не отвечает, я сама его предупреждаю, что на следующем уроке он начинает обсуждать вопрос. Проблемы остаются, но коренным образом меняется психологический климат урока. Если ученик пришел на урок и не выучил домашнего задания, я все равно рада тому, что он ко мне пришел и 45 минут работаю с ним, стараюсь разрешить проблемы ребенка, а не усиливать их.
10. На двери кабинета истории объявление о том, что ребёнок может сам выбрать форму работы на уроке. Отслеживаю результат его деятельности в процессе урока.
11. В общении учителя и ученика очень важны демократические начала, необходимо изначально создать ситуацию равенства. Ученик не обязан тебя уважать. И его расположение нужно каждый день, на каждом уроке, на каждой перемене завоевывать. У каждого ученика есть дневник - положено иметь, школьный документ. А есть ли дневник у учителя? У меня есть. Туда учащиеся могут ставить оценки, записывать замечания, пожелания. Дети с удовольствием исследуют мой дневник, не стесняются писать то, что думают. Я всегда реагирую на замечания детей. Радуюсь, когда получаю 5. Бывали и двойки. Я ставлю 2, и мне ставят 2, выясняю почему: а ребенок не мог выучить по семейным обстоятельствам. Убрала из своего гардероба кофту, от которой «в глазах рябит и от этого не думается». Таким образом, всегда сама учусь.
Литература
1. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие,-2-е изд., испр.- М.: Издательство Московского психолого-социального института,2003.
2. Долгова Т.В. Предмет и концептуально-понятийные основы обществознания,Тверь,2004.
Источник: http://из опыта работы |