Суббота, 18.05.2024
Мой сайт
Категории раздела
Мои статьи [50]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3454
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Из практики учителя.

 “Личностное саморазвитие подростка требует социально признаваемой и одобряемой деятельности. Необходима ситуация самоутверждения, возможность попробовать свои возможности в новой социальной роли и признание значимости их действий, собственное осознание нужности, полезности в коллективе. Это позволяет осознать и самооценить себя, приобрести уверенность и адекватно относится к оценкам других.

 Начинает формироваться социально значимая позиция через одобрение педагога, класса».

 Самоутверждение себя как личности происходит в постоянно усложняющейся ситуации (учитель подсказывает новые приёмы, действия) и ребёнок получает удовлетворение от сознания своей социальной ценности.

 Безусловно, для саморазвития личности нужен конфликт, но основа его не в психическом перенапряжении, состоянии страха, подавленности, а в стремлении познать новое, ведь процесс познания – один из самых интересных процессов.

 «Личность развивается в связи с возникающими в её жизни противоречиями».  Это успехи и неудачи, но важно, чтобы разрешение внутреннего противоречия происходило путём выработки новых способов поведения, деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности.

23 года в школе. Важнейшим элементом своей деятельности вижу: создание психологически комфортного климата на уроке. Учиться можно без страха и скованности, без стыда (Я неловкий, я сразу не понимаю!), без унижения. Спокойствие, открытость, доверие учителю и классу, ответственность – важные составляющие процесса образования.

1.   Важный момент – начало урока.  Приветствие учителя – камертон общения. «Я Вас приветствую, господа!» - давно моими учениками воспринимается не как шутка, а как действительное мое к ним отношение и готовность ответственно работать.

2.   Организация урока с опорой на важнейшую потребность человека – общение, но вместе с тем воспитание взаимоуважения, доверия, поддержки одноклассников. (5 класс).

« Я не выучил!»- ничего страшного, давай поговорим, это так интересно! Ребята предлагают вопросы, много поднятых рук, ученик выбирает сам вопрос. Пробует ответить, если не получается – просит подсказку – и опять много рук – сам выбирает: чью подсказку взять. Даже если он ничего и не ответил, он  «организовал» повторение и сам был максимально в него включён.

3.       « Что-то я не понял!». Возможно, отвлёкся, возможно, просто иная, чем у других скорость восприятия. Повторяю столько раз, сколько нужно, не разрешаю никому смеяться над «непонятливым». Дети видят, что я с уважением отношусь к их вопросу, очень стараюсь объяснить, ищу новый подход к проблеме и они стараются понять, вникнуть. Получается. Без нервов, спокойно. Не стесняются много спрашивать, а это лучший подход к обучению.

4.       «Стесняюсь отвечать у доски!» (Проблема с 5 по 11 класс). Дети это называют «зачет со стулом». Подсаживаются рядом и спокойно отвечают то, что выучили, потом беседуем по вопросу. Можно отвечать вдвоём, слушают друг друга, дополняют, работа эффективнее. Появляется уверенность и снимается проблема.

5.       Если необходимо создать на уроке особую атмосферу доверия, никогда не стою, не «возвышаюсь». Сажусь за ученическую парту           (« уравниваю» себя с детьми: глаза в глаза), говорю тихо, но стараюсь подобрать очень интересный материал, чтобы сразу увлечь ребят. Разрешаю подсесть поближе, не обязательно сидеть строго за партой.  Если на уроке необходима торжественность и строгость – стою, говорю чуть громче, четко выговариваю слова, больше работаю у доски, слежу за тем, чтобы в классе был «классический порядок».

6.       Хожу между рядами, смотрю: как выполняют работу (у учеников повышается уровень ответственности: учитель рядом и отслеживает качество работы). Сразу, индивидуально, поправляю ошибки, помогаю. Дети «в тонусе», работают активно продолжительное время. У ребят есть возможность сразу выяснить то, что не понятно: поднятая рука -  и я сразу иду на помощь.

7.       Элемент соревнования и погружения в тему: спор между Афинами и Спартой. Отчаянно доказывают, пребывая в роли афинян и жителей Спарты, что именно их полис лучше. Уходя с урока, спрашивают: «Чего еще спорить будем?»

8.       Ситуация успеха для каждого – работа над терминологией. Чистая доска. 3-4 куска мела. Начинаем: кто знает выходит и записывает термин, четко проговаривая определение – заполняем всю доску. Потом идет обратный процесс – выходит учащийся проговаривает термины, которые знает (выбирает любой) стирая их («уходят»  быстро легкие, на сложные обращаем внимание ) до чистой доски. Выходим все, но по желанию, когда внутренне чувствуют готовность. Вместе заполним доску терминами и вопросами к зачету.

9.       Убрала давно «вызов к доске по списку». Только по желанию! Сколько радости от заранее подготовленного ответа! Это результат серьезной работы. Всем интересно. А тот, кто не выучил – слушает. Сама сажусь между учениками за парту, отвечающий смотрит на меня и на класс, задаю вопрос – перевожу ответ с «зеркального пересказа» текста на осмысление проблемы: твоё отношение? Как ты думаешь? Столкнулась с проблемой: из 19 учеников 10 готовы ответить. Как спросить всех? Иначе потеряется смысл подготовки к уроку у ребенка! Тут же меняю форму опроса: спор, дискуссия, защита позиции. Главное – дать возможность всем говорить и услышать каждого. Если ребенок не отвечает, я сама его предупреждаю, что на следующем уроке он начинает обсуждать вопрос.  Проблемы остаются, но коренным образом меняется психологический климат урока. Если ученик пришел на урок   и не выучил домашнего задания, я все равно рада тому, что он ко мне пришел и 45 минут работаю с ним, стараюсь разрешить проблемы ребенка, а не усиливать их.

10.   На двери кабинета истории объявление о том, что ребёнок может сам выбрать форму работы на уроке. Отслеживаю результат его деятельности в процессе урока.

11.   В общении учителя и ученика очень важны демократические начала, необходимо изначально создать ситуацию равенства. Ученик не обязан тебя уважать. И его расположение нужно каждый день, на каждом уроке, на каждой перемене завоевывать. У каждого ученика есть дневник - положено иметь, школьный документ. А есть ли дневник у учителя? У меня есть. Туда учащиеся могут ставить оценки, записывать замечания, пожелания. Дети с удовольствием исследуют мой дневник, не стесняются писать то, что думают. Я всегда реагирую на замечания детей. Радуюсь, когда получаю 5. Бывали и двойки. Я ставлю 2, и мне ставят 2, выясняю почему: а ребенок не мог выучить по семейным обстоятельствам. Убрала из своего гардероба кофту, от которой «в глазах рябит и  от этого не думается». Таким образом, всегда сама учусь.

 

 

                   Литература

1.     Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие,-2-е изд., испр.- М.: Издательство Московского психолого-социального института,2003.

2.     Долгова Т.В. Предмет и концептуально-понятийные основы обществознания,Тверь,2004.



Источник: http://из опыта работы
Категория: Мои статьи | Добавил: rushistory (24.09.2007) | Автор: Татаренко Л.Ю. E
Просмотров: 1023 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
3 ipfedunina  
0
Хочу от всего сердца поблагодарить автора за изложенные выводы. Побольше бы таких открытых, искренних и честных преподавателей! Очень понравилась идея с дневником учителя - это замечательно! Прекрасного настроения, тепла, доброты, взаимопонимания и, конечно, успехов в работе!

2 елена бурлак  
0
читаю и вижу себя. вот только так грамотно и чётко свои мысли никогда не излагаю. времени почему то не хватает. про дневник учителя - круто!!! заведу себе. это же огромная ответственность.

1 shalamonova  
0
Будто бы побывала у вас на уроке. Господи, фантастика! Побольше бы таких неравнодушных учителей, творческих, радеющих за результат любыми способами (в хорошем понимании!), а главное - умение увидеть в ребёнке Человека, сотворца учебного процесса, ведь это так интересно - учиться у ребят, уметь уважать их, видеть их наклонности, настроение, даже самочувствие на сегодняшний урок. Главное - вызвать интерес к учению, к общению, убрать страх зайти в класс, даже если не готов к уроку. Для такого подхода нужно иметь Сердце Учителя - это призвание, по сути только такие люди и должны работать в школе. И тоже согласна, что должность учителя - это ещё не повод для его уважения автоматически, на окрике. Дествительно, уважение и любовь нужно уметь нам всем зарабатывать и зарабатывать. Это труд пожизненный и благородный. Если ты в добром творческом поиске, это не будет очень трудным. Успехов всем вам!! biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz