«НАШИХ ДЕДОВ СТРОЕНЬЕ СВЯТОЕ СВЕТЛЫЙ ГОРОД - СТАРИННЫЙ ТОРЖОК Я просто небу улыбнусь
Замедлю шаг свой торопливый,
Любуясь городом, пройдусь
Ведь он один такой, любимый...
Невозможно привыкнуть к удивительно красивому силуэту Торжка. Талант предков наших отраженный в красоте церквей, в таинственном слиянии сотворенного руками новоторов с природой, завораживает.
Архитектор «гениально все нарисовал и воплотил в дыханье и объёме», а руки каменщиков создали задуманное. Архитектура города вобрала в себя черты, которые означают свойства народа русского, характер людей. Люди творили не только для себя, но и для нас, потомков. Они искали гармонию и красоту мира и запечатлевали её так, как понимали, видели, чувствовали.
Средоточием культуры был город. Но дома, храмы, книги, иконы – все поглощалось частыми пожарами, и хорошо, что не одно столетие радует нас деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь. Проста: на четверике три уменьшающихся яруса восьмерика, высокий узкий барабан и крытая осиновым лемехом луковка. Перестраивалась, но легка и изящна, устремлена в небо. Она как истина в простом одеянии и напоминает нам о временах, « когда русские были русскими. Жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали».
Каменной вязью комплекс мужского Борисоглебского монастыря на высоком холме правобережья. Архитектор Н.А.Львов возводит Борисоглебский собор с1785, а в 1796 году новая соборная церковь освящена. Все иконы собора, числом 37 писаны известным художником Российской Императорской Академии Боровиковским. Над святыми вратами монастыря церковь во имя Нерукотворного образа всемилостивого СпасаСпаса с колокольней. Построена с 1804 по1811г. на средства монастыря и пожертвования. Пройдем по монастырю, здесь ещё «слышны звуки вчерашних шагов»: каменная стена, Свечная башня, Введенская церковь, корпус братских келий Входо-Иерусалимская церковь, странноприимный дом. Все живо, заставляет думать о вечном
Дыши молчаньем, слушай осязаньем
И только сердцем с небом говори,
Благодари за мира созерцанье
И мыслью доброй вместе с ним твори.
С 1822 года стоит на берегу Тверцы красавец Спасо-Преображенский собор, творение Карла Росси. Гармоничен и строен, классически строг, он удивительно организовывает вокруг себя пространство, не отпускает ваш взгляд. Хочется увидеть в приоткрытой двери красавицу невесту и серьёзного жениха, венчающихся в храме. И крестили и ставили свечи за помин души – все в этих стенах было.
Чей-то смех, чей-то ласковый взгляд,
Чья-то скорбь сохранились навечно –
В книге памяти точно, подряд
Пишет Время отчёт безупречно.
Холодными зимами принимала обывателей тёплая Входоиерусалимская церковь. Она построена рядом со Спасо-Преображенским собором на 20 лет позже. Прямоугольный объём, один крупный купол, рядом колокольня. Спокойная завершённая композиция, позволяющая собору быть первым. Губернский архитектор Иван Федорович Львов- автор проекта. Жаль, что Время не сохранило колокольню.
А где же сердце Торжка? Где шумели ярмарки, покрикивали зазывалы расхваливая свой товар? Куда спешили девушки купить товару красного, а заодно и себя показать? Парни и мужики не только « выгодно купить того, что нужно» в хозяйстве, но и померяться силою? А все это было здесь, на старой площади. XVIII век, после большого пожара архитектор Петр Никитин выполнил планировку и началась застройка. Вместо деревянных лавок – капитальные торговые ряды, здание Магистрата (проект датирован 1768 годом, барокко, бывшая усадьба купца Кутафьева). Композицию площади продолжает 12-ти колонная Крестовоздвиженская часовня (1814г., принадлежала Борисоглебскому монастырю, возможно, автором проекта был Н.А.Львов), аркады Гостиного Двора были мощными и «наиболее прекрасным сооружением города». Зрительным продолжением площади всегда была гладь реки с наплавным мостом, а левобережье красовалось линией капитальных домов 18-19 в.в., особенно выделяется дом в стиле русского провинциального модерна с облицовкой майоликой, построенный купцом Паричкой. Проскальзывает между домами и карабкается на высокий холм крутая лестница, указывая на комплекс женского Воскресенского монастыря, его храмы выразительны как приметы времени! Нам всегда интересен их загадочный и манящий мир, любопытны истории людей, проживших здесь свои жизни. Монастырь известен с 1625 года.
Таким становится Торжок начиная с 60 годов XVIII века до 70 годов XIX века. Это время его особого расцвета. В 1767 году Екатерина II утверждает генеральный план города. Он со временем уточняется и ведется строительство в течении полутора столетий, наиболее активно в конце 18- первой половине 19 веков.
Городское купечество было богато и не только перестраивает собственные дома по образцу дворянских построек Петрограда и Москвы, но и строит целый ряд культовых сооружений. В это время в городе построено много каменных жилых домов, административных и производственных зданий. Город обогатился законченными архитектурными ансамблями, оформляется Дворцовая площадь с путевым дворцом и казенными строениями, завершаются комплексы застройки по Пятницкой (Бакунинской), Климентовской (Луначарской) улицам. Сложился силуэт города, его пространственная структура, которая почти не изменилась до сегодняшнего дня.
О городе, его храмах и монастырях, улицах, нравах можно рассказывать очень долго, боюсь Вас утомить. Хотите познакомиться с Торжком поближе? Приезжайте! Город сам вам все покажет и расскажет все свои тайны, или почти все, которые не забыл за свои 1000 лет.
Источник: http://Краеведческая литература |